Без выездов на сессии

Доступная стоимость обучения

Государственный диплом

Индивидуальный график обучения

Почему в России более половины выпускников вузов не хотят работать по специальности?

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Образование относится к обширнейшим сферам человеческой деятельности. Наблюдается заметное повышение его социальной роли. Направленность и эффективность образования становятся важнейшими факторами развития цивилизации. В мире происходит изменение отношения ко всем ступеням системы образования. Высшее образование остается в качестве ведущего фактора, определяющего социальный, политический и экономический прогресс. Высшее образование дистанционно становится также заметным явлением на этом фоне.

С другой стороны, в России в последние годы наметилась тревожная тенденция – подавляющее большинство выпускников вузов  (65–70%) не идут работать по приобретенной профессии. С чем это связано? Откуда начинаются корни этой проблемы? Что нужно сделать для того, чтобы остановить это негативное явление? Ведь многим молодым специалистам придется переучиваться. Может выход в том, чтобы помочь всем желающим  получить  второе высшее образование c помощью дистанционных технологий?

Одним из серьезных шагов к изучению этой проблемы является планируемая проверка старшекурсников вузов и колледжей. Минтруд выступил с инициативой об исследовании их готовности к предстоящему трудоустройству. В реализации проекта примет участие и Минобрнауки. Цель исследования: выяснить,какова готовность студентов старших курсов к трудоустройству, удалось ли им определиться с рабочим местом. С помощью такой проверки можно выяснить, какие отношения складываются во время учебы студентов с работодателями. Конечный результат – сокращение числа людей с дипломом, обращающихся в центры занятости.

Выяснив, кто из выпускников так и не смог определиться с местом работы, Минтруд хочет предложить в будущем им помощь. Она будет заключаться в активизации профориентационной работы, направленной на поиск рабочих мест с использованием соответствующих структур, существующих для решения аналогичной задачи в самих вузах. Очевидно, что это есть не решение самой проблемы, а устранение ее последствий. Корни же ее лежат намного глубже и берут свое начало в школе.

Общеобразовательную школу можно в полной мере считать наставником и проводником в выборе профессии. Однако, в настоящее время, государственным общеобразовательным школам эта задача оказалась не посильной. Они не справились с возлагаемой на них социальной ролью. Частные (негосударственные) школы не намного лучше выполняют свою миссию в отношении профориентации учащихся. Причин здесь несколько. К числу главных из них, можно отнести:

— отсутствие специально подготовленных профконсультантов в школах;

— эпизодичность проводимых мероприятий;

— отсутствие взаимодействия в системе «образовательные учреждения—вузы (ссузы)-властные структуры-родители-потенциальные работодатели».

О необходимости активизации профориентационной работы в школах совсем недавно говорил Путин В.В. В связи с этим, специалисты Росмолодежи, Минтруда и Минобрнауки планируют приступить к разработке концепции профориентации молодежи и соответствующей госпрограммы, рассчитанной до 2025 года. Скорее всего, для учащихся российских школ будет введен обязательный профориентационный урок. Помимо этого, будут созданы профориентационные лагеря, действующие в каникулярное время. Уроки профориентации должны способствовать продуктивному развитию лучших качеств ребенка с учетом его особенностей.

Вместе с тем, план о введении школьного курса профориентации может остаться нереализованным проектом. По мнению специалистов, интерес государства к профориентации носит волнообразный характер, то усиливается, то затухает. Не раз бывало, что запуск хороших, интересных проектов через несколько лет заканчивалось неудачей. Программы приостанавливались в связи с прекращением финансирования. Есть риск, что профориентация в школах будем заменена обычной профагитацией.

О стратегической важности профессионального самоопределения свидетельствует проведение в начале октября уникальной масштабной акции «Всероссийская профдиагностика-2017». Это мероприятие проводилось в рамках проекта, направленного на развитие системы ранней профориентации «Zасобой». В нем приняли участие учащиеся 9 и 11 классов со всех регионов РФ. Инициатор акции – Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ. Необходимую информационную и организационную поддержку оказывают МОН и Министерство труда и соцзащиты РФ.

На российском рынке труда характерной становится следующая ситуация. Среднестатический выпускник ссуза или вуза трудоустраивается (чаще всего, это частичная занятость) с 3-4 курса. Поэтому, на момент окончания учебного заведения мы получаем молодого человека, обладающего опытом работы и приемлемым уровнем дохода в сфере, далекой от специальности, по которой он получил диплом. Для многих из них сфера, где ими уже что-то достигнуто, является более предпочтительной. В итоге, диплом остается на полочке, а работать начинают по другой профессии. Им остается только получить  дистанционное профессиональное образование уже по выбранной сфере деятельности.

 

Формирование профессиональных приоритетов не происходит в одночасье и не завершается на этапе школьного образования. Часто подростки меняют свой выбор. На это могут повлиять внешние и внутренние факторы, связанные с неправильным представлением о перспективах той или иной профессии, недостаточно объективной оценкой своих возможностей или завышенной самооценкой. Следовательно, главная цель системы непрерывного профессионального самоопределения – сформировать внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному проектированию будущего, включая личностное, профессиональное и жизненное развитие. Это возможно только при наличии преемственности в системе «школа-колледж-вуз-работодатель».

 

 


Статьи по теме «Высшее образование»

 

Поделиться в соц. сетях:

Наши гарантии

Более 25 лет на рынке

Официальное заключение договора с вузом (колледжем)

Все вопросы решаются в одном месте

Только проверенные вузы и колледжи

:

    blank

    Или позвоните по телефону поддержкиабитуриентов: 8 800 551 2128