Без выездов на сессии

Доступная стоимость обучения

Государственный диплом

Индивидуальный график обучения

Эволюция концепции образования: вчера, сегодня, завтра.

Эволюция концепции образования: вчера, сегодня, завтра

Отношение к образовательным процессам меняется из года в год. Перемены затрагивают и классическую школу, и дистанционное образование. Суть этих изменений раскрыта в докладах спикеров Global Education Futures и WorldSkills Russia. Приведем наиболее значимые выдержки из них.

Упадок промышленной формы образования

Принципы обучения во все времена и во всех государствах преследовали одну цель – воспитать человека, адаптированного к ситуациям из прошлого. Чтобы он был законопослушным гражданином, выполнял работу, которая, как правило, не требовала творческого подхода, имел стандартные навыки труда.

Современная форма образования, охватывающая все слои населения, зародилась в XIX веке. Тогда ключевая цель процесса обучения заключалась в подготовке рабочих рук для фабрик и заводов либо служащих для властных бюрократических структур.

Образовательная система была сформирована полностью по такому принципу, чтобы воспитанники с раннего возраста адаптировались к ритму промышленных городов: жесткие расписания занятий, начало и завершение уроков по звонку. Выпускников образовательных учреждений ждали рабочие дни с суровым графиком, который не менялся в течение всей их жизни. На фабриках о начале и конце рабочего дня также оповещал звонок.

Даже сам процесс обучения был схож с промышленным конвейером. Ученики получали стандартные навыки и знания. В линейной образовательной программе были одни и те же предметы для всех поколений воспитанников. Свободы выбора практически не было.

Такая система предполагала, что комплекс прививаемых навыков для выполнения работы будет оставаться неизменным. Лишь при необходимости получения новых умений или карьерного роста работнику давалась возможность обучаться дополнительно на курсах. Эта образовательная форма готовила человека к однообразной утомительной работе, характерной периоду индустриализации.

Промышленная форма обучения была эффективной для своего времени. Она помогла достичь многих целей и в XX веке. Тогда миллиарды рабочих были готовы к решению рутинных задач и справлялись с ними весьма эффективно. Образовательная модель дала возможность освоить письмо, чтение многим людям, что раньше было недоступно большинству. Несмотря на многие достоинства, система исчерпала себя и уже не способна справиться с задачами образования XXI века.

В современном мире, переживающем интенсивные перемены, не остается места для фиксированных профессий. Все чаще и чаще человеку приходится справляться с ситуативными задачами, которые возникают в ходе достижения общественных или индивидуальных целей. Рабочая среда претерпевает частые изменения. Образовательная система столкнулась со сложной задачей, когда во многих отраслях прививаемый ею опыт становится неактуальным. Выпускники учебных заведений приходят работать с навыками, которые уже никому не нужны. Вот почему необходимо пересмотреть набор умений, составляющих фундамент образовательного процесса.

Новые цели образовательного процесса

Накопившиеся проблемы в образовательной системе заключаются не только в подборе новых знаний. Перемены в экономике, обществе диктуют необходимость переоценить принципы промышленной образовательной модели.

Уже сейчас наблюдается формирование новой системы образования, которая поможет обществу перестроиться на новое социально-экономическое мироустройство.

Составляющие новой экосистемы образования

Промышленная модель образования предполагала формирование обособленных закрытых институтов: школа, училище, вуз и т.д. Они практически не связывались друг с другом, но составляли единую стандартную вертикаль обучения.

Сегодня образовательная система переживает трансформацию в экосистему, где все элементы связаны между собой. В ней предполагается сосуществование самых разных участников процесса обучения: от небольших центров до крупных международных вузов. Экосистема предполагает применение разнообразных форматов обучения: онлайн-конференции, чаты, мобильные приложения, опции дополненной реальности, групповые игры и т.д. Такая программа образования будет формироваться постепенно. Она ни в коем случае не приведет к кризису существующей, но вырастет из нее, предоставляя всем участникам образовательного процесса новые инструменты и возможности.

У сегодняшних школ, ссузов, институтов есть все условия, чтобы трансформироваться в новые центры обучения и сформировать вокруг себя свою экосистему. Для этого у них есть хорошая материально-техническая база для индивидуального и группового развития: аудитории, классы, спортзалы, лаборатории, приборы, инвентарь, учебные материалы.

Современные учебные заведения уже сейчас являются площадкой для различных активностей сообществ, команд. У них богатый опыт, большие достижения. В сознании общества они воспринимаются как безопасное пристанище для детей и молодежи. Это места, открытые для всего нового: пилотных образовательных проектов, новых программ обучения.

Школам и институтам, чтобы стать образовательными экосистемами, необходимо отойти от привычной формы обучения. Для этого от них требуются следующие качества:

  • Быть открытыми для желающих учиться любого возраста;
  • Демонстрировать доступность разнообразных форм непрерывного обучения;
  • Иметь определенную гибкость, практикуя разные форматы обучения: короткие курсы, длительностью в несколько часов или долгое обучение в несколько лет. Разный формат обучения также предполагает занятия различной интенсивности: активные ролевые игры или спокойная учебная деятельность. Могут использоваться разные стили подачи материала: коллективные, конкурентные, самопознавательные, эмоциональные, ориентированные на теорию или практику, партисипативные и т.д.;
  • Приглашать представителей других экосистем для обмена опытом и сотрудничества. Такие «поставщики» знаний и опыта со стороны помогут разнообразить процесс обучения, сформировать более сложные и интересные тренды в образовании.

Однако следует помнить, что новой образовательной экосистеме недостаточно имеющихся основ в виде измененных школ и университетов.

Кроме школ, колледжей, институтов, неспешно трансформирующихся в новые образовательные экосистемы, которые помогают ученикам и студентам продвигаться по индивидуальным программам обучения и формируют все условия для коллективного получения знаний, еще можно разграничить три отрасли, без которых немыслимы образовательные центры будущего:

  • Масштабные онлайн образовательные площадки, которые будут главными источниками знаний, умений, необходимой информации;
  • Городские институты образования, предлагающие широкий круг образовательных услуг и оказывающие поддержку занятым непрерывным образованием;
  • Сообщества практики, формируемые отдельными мастерами. Взаимодействие участников таких групп будет зависеть от их человеческих качеств. Здесь будет практиковаться совместное творчество, обмен опытом, передача технологий.

Элементы новой образовательной экосистемы уже внедряются в программы онлайн-обучения. Слушатели различных направлений подготовки имеют все возможности для получения знаний и навыков специальностей будущего.

 

 


Статьи по теме «Дистанционное образование»

 

Поделиться в соц. сетях:

Наши гарантии

Более 25 лет на рынке

Официальное заключение договора с вузом (колледжем)

Все вопросы решаются в одном месте

Только проверенные вузы и колледжи

:

    blank

    Или позвоните по телефону поддержкиабитуриентов: 8 800 551 2128